Юлия ТупикинаВ Саратов приехала Юлия Тупикина, автор пьесы «Ба», премьера которой прошла в январе в театре драмы. Это первая пьеса Юли, поставленная в театре, и, в свою очередь это первая постановка пьесы в России (скоро состоятся две премьеры в других театрах – в Красноярске, родном городе Юли и в Екатеринбурге в Коляда-театре).

Пьеса, как призналась Юля, полностью автобиографична, и образ Ба списан с тети ее отца. Все истории, прибаутки-шутки, ее биография сохранены в пьесе.

На встрече с журналистами Юлия рассказала о себе, своих взглядах на гендерные проблемы, театр и многое другое. Разговор получился очень интересным, поэтому мы просто предоставим слово Юле.

О ненормативной лексике

Ненормативная лексика всегда оправдана, если автор ее использует. Раньше не было такого сочетания «заниматься сексом», и бабушка говорила глагол на букву «е».

О женщинах

Меня женская тема очень интересует. Про мою пьесу «Офелия боится воды» один режессер написал, что я неправильно поняла трагедию Шекспира «Гамлет»: почему Офелия на первом месте? Вы эту пьесу допишите, чтобы там было больше про Гамлета, про мужчин. Но я считаю, что могут быть другие пьесы, где акценты смещены на то, как видит и чувствует женщина. Очень много мужской литературы. Все эти века мужчины были у пера и писали. Где тексты, написанные женщинами? Их очень мало. Мне кажется, сейчас как раз такое время, когда мы все больше будем видеть мир глазами женщины. Гендерная ломка случилась. И теперь многие женщины задаются вопросом, что нам теперь «коня на скаку останавливать»? «В горящую избу входить»? Мы так не хотим. А как мы хотим? Быть слабыми и нежными? Или сильными и властными? Как?

О «Ворониных»

Изначально я училась на кинодраматурга. Но оказалось, как кинодраматург сложнее себя реализовать. Я недавно попробовала себя в качестве сценариста в сериале «Воронины». Сценарная комната, в которой сидят четыре неженатых  КВН-щика из Казани и создают такие женские образы – волосы дыбом. В их представлении все женщины от 20 до 60 должны быть заботливыми мамочками: они должны позволять мужчинам чудить, понять, простить и к груди прижать – вот и все, что они хотят видеть в женщине. И я ушла!.. Они не слушали то, что им говорил американский консультант (из оригинального сериала «Все любят Реймонда»), не хотели ситком, а хотели нравоучений…

Оказалось, что сценаристом быть намного сложнее: кино сейчас практически не снимают, только телесериалы. Если это ситком, то хотят КВН-щиков видеть, а в драматических сериалах очень высокая конкуренция. И вот я оказалась  на фестивале «Любимовка», где проходят читки пьес. Вход бесплатный, люди сидят друг у друга на головах и жадно слушают. Я поняла, что это мое, и захотела, чтобы там прочитали мою пьсу.

О материнстве

Первая моя пьеса – «Беби-блюз». Я ее писала как трагедию, но когда ее читали на «Коляда-Plays», все очень смеялись, особенно мужчины. Она о том, как женщина переживает материнство. У нас существует миф о материнстве, женщина с ребенком – это мадонна с младенцем. На самом деле есть обратная сторона материнства. Это реально скучно, это день сурка.  Через это прошли все, но об этом не принято говорить. На самом деле, когда женщины рожают детей, они вообще не понимают, что им делать. Они понимают, что у них началась какая-то другая жизнь, что если у них есть какие-то мечты, то нужно поставить на них крест. Вот об этом моя пьеса.

О театре

Я отношусь  к тем людям, которые не ходят смотреть классику. Мне неинтересно смотреть «Вишневый сад». Театр – это такое явление, которое должно быть современным. Зритель приходит в театр, чтобы его задело за живое, чтобы получить вопросы, о которых потом подумать дома. То есть театр должен быть всегда актуальным. Театр не должен быть приятным местом. Люди должны выходить без слов, ошарашенные и даже не знать, понравилось им или нет. Искусство должно задавать вопросы, вышибать из колеи.