Талантливый человек талантлив во всем. В очередной раз  убеждаюсь в этом.

Виктор Мамонов, ведущий актер саратовского театра драмы, заслуженный артист России… или Клавдий в «Гамлете»,  Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Егор в «Городе ангелов», Мишка Земцов в «Жестоких играх»… или преподаватель актерского мастерства на курсе народной артистки РФ Татьяны Кондратьевой и режиссер-постановщик, автор инсценировок дипломных спектаклей «Республика ШКИД» и «Тень».

«Мне было очень сложно работать с курсом, когда у меня было слишком много спектаклей… — признается Виктор Мамонов. — Сейчас поменьше. Наверное, у всех актеров наступает период, когда не хочется во всем участвовать. Это только по молодости было так: не дай бог, тебя не займут, начинаешь расстраиваться. А когда уже был «Гамлет», «Преступление…»…

«Меня поразил Евгений Марчелли как человек и режиссер. Он антитеатрален, стремится разрушить штампы. Там, где нужно дать музыку, он даст дождь или будет тишина. Очень интересный человек. Говорит, «театр существует для того, чтобы получать удовольствие»

Республика ШКИД

Почти год на Малой сцене с аншлагами идет другой дипломный спектакль этого курса – «Республика ШКИД», билеты раскуплены на два месяца вперед. Незадолго до премьеры студент, исполняющий роль Викниксора, сломал ногу… Виктор Мамонов попросил на эту роль актера театра драмы, но ему было отказано. «В ту секунду я ощутил в себе силу это сыграть», – признается он. И правда, что может быть органичнее режиссера и педагога в роли учителя?! Такой мы и увидели эту премьеру…

«После репрессии Григория Белых книга не издавалась лет 40, а в момент переиздания возник тот вариант, который мы знаем, и фильм. Те главы, которые уцелели от первоначального варианта (понравившегося Горькому) очень сильно отличаются от того, что мы имеем сейчас. Скорее всего, они переработаны Пантелеевым. Григорий Белых был поострее и правдоподобнее, потому нравился больше исследователям и Викниксору», — делится мыслями режиссер.

В этом спектакле мы не увидим работы продуманных декораций, пространство Малого зала да несколько кубов, из которых можно соорудить все, что угодно.

«На фоне таких простых и легких декораций сам человек и его игра выигрывают», – признается Виктор Мамонов.

Эту же лаконичную сценографию мы увидим и в «Тени».

«Тень»

Мне захотелось поговорить с тобой о любви…

Е.Шварц, «Обыкновенное чудо»

Мы уже рассказывали подробно о премьере этого удивительного спектакля, в котором органично сочетаются три такие разные пьесы Евгения Шварца: «Обыкновенное чудо», «Дракон» и заглавная «Тень». Первоначальная идея сделать инсценировку по дневникам Шварца вылилась в такую композицию. Конечно, «Тень» — это основа, в которую очень уместно вплетены отрывки из двух других произведений. Результат — потрясающий, жаль только век этого спектакля недолог: 4 курс готовится к выпуску.

Материал для постановки сложный, многослойный. «Тень», прежде всего, о темной стороне, которая есть в каждом человеке, и студенты вместе с режиссером в каждом образе находят отголоски этой мысли.

«В этом спектакле я в большей степени делаю уход от политики в область любви, – признается Виктор Мамонов. – Человек говорит: черт с ней, с революцией, надо найти девушку, спокойно с ней жить, любить ее, организовать свой круг. Все строится на поиске любви». Фрагменты из пьес «Дракон» и «Обыкновенное чудо» вплетены в ткань спектакля, чтобы помочь Ученому справиться с чудовищной ситуацией: Тень приходит к власти, предает возлюбленная… Главный герой видит сны, в одном из которых медведь общается с принцессой, а в другом он сражается с драконом, побеждает его, и это придает ему силы бороться с Тенью.

«И все же главная мысль постановки – чтобы победить, надо умереть. Главный герой погибает  (ему отрубают голову), потом поливают живой водой… Думаю, что Шварц в этот исход мало верит (Андерсоновский исход более верен, ведь идти в одиночку против власти невозможно)», — размышляет автор необычной инсценировки, талантливый режиссер и педагог, ученики которого скоро шагнут за порог альма матер.