7 апреля в театре драмы состоялась премьера дипломного спектакля курса народной артистки РФ Татьяны Кондратьевой по пьесам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо» в постановке заслуженного артиста РФ Виктора Мамонова.

Мне захотелось поговорить с тобой о любви. 

Е.Шварц «Обыкновенное чудо»

Замахнулись студенты и Виктор Мамонов не на Шварца, нет, а на наше представление о нем – экранизации сказок Шварца мы с детства знаем чуть ли не наизусть, но это не мешает смотреть спектакль. И не случилось момента преодоления стереотипов, сравнения студенческих работ с Далем, Янковским, Абдуловым, Соломиным или Васильевой, только раз промелькнула мысль – как принцесса похожа на Евгению Симонову – и тут же ушла, растворилась. Почему так случилось? Наверное, потому, что спектакль получился «про совсем другое».

Первоначальная идея сделать инсценировку по дневникам Шварца вылилась в композицию по трем пьесам. Мамонов растворился в Шварце и создал изумительно тонкий симбиоз трех пьес – сцены и диалоги из «Обыкновенного чуда» и «Дракона» прочно слились с «Тенью». Остается только радостно констатировать – вот, это доктор из «Тени» на минуту стал волшебником из «Обыкновенного чуда», Христиан Теодор, превратившись в Медведя, встречает другую принцессу, а потом, став Ланцелотом, вызывает на бой Дракона (Тень)…

Сказка о том, как Тень зажила самостоятельной жизнью и попыталась отнять любимую девушку и эту самую жизнь у своего хозяина, превратилась в рассказ о  любви и предательстве, мужестве и достоинстве, о том, «чтобы победить, нужно умереть» и о темных сторонах человеческой натуры.

Подвижные ширмы – это больше, чем декорации, это действующие лица – моделируют не только пространство, но и настроение: то взволнованный бег, то танец, а еще они вызывают тени – иногда не одну, несколько (да, иногда мы многолики и противоречивы, и не знаем, какая тетушка или прабабушка в нас вселилась :). Противоречивость человеческой натуры прочитана режиссером и тонко сыграна учениками – вот первый разговор ученого и принцессы, в котором она из высокомерной злючки мгновенно (но ненадолго) превращается в тоскующую по любви девушку, вот Юлия Джули решительно отвергает предложение о предательстве, но через секунду уверенно соглашается… Грань между предательством и героизмом настолько тонка, что очень легко перейти на темную сторону, только вернуться обратно куда сложнее.

Виктор Мамонов рассказал прекрасную щемящую сказку об этом обыкновенном чуде – любви, которая прощает и принимает все безоговорочно, которая  готова к любым жертвам, ради которой только и стоит жить… Сентиментально? Возможно, но именно таких историй не хватает нашим детям, растущим на Паланике и Тарантино. Поэтому проданы билеты на два месяца вперед на «Республику ШКИД», и я уверена, такой же успех будет и у этой постановки, жаль только, что жизнь дипломных спектаклей так скоротечна. А потому сделайте себе подарок,  поспешите в театр драмы!