С 27 по 30 сентября в Саратовском театре драмы проходят гастроли Театра Вахтангова.

Директор театра Кирилл Крок на пресс-конференции, которая прошла после первого дня гастролей, рассказал, что Театр Вахтангова за свою столетнюю историю редко выезжал на гастроли, а потому проект «Большие гастроли» очень важен. Он напомнил, что эта программа появилась благодаря нашему земляку и другу театра Олегу Павловичу Табакову, который вместе с Александром Калягиным и другими деятелями театрального искусства обратился к президенту с просьбой восстановить гастроли по регионам России.

В рамках проекта «Большие гастроли» театр Вахтангова привез в Саратов три знаковых спектакля. Это «Евгений Онегин» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса, хореографический спектакль «Анна Каренина» в постановке Анжелики Холиной, а  закроет гастроли спектакль-долгожитель «Посвящение Еве», который идет на сцене театра почти 20 лет, с участием Василия Ланового и Евгения Князева.

Поскольку накануне пресс-конференции прошел первый вечер гастрольного тура, на котором саратовские зрители увидели спектакль «Евгений Онегин», то большинство вопросов было связано именно с ролями, восприятием своих ролей. Жаль только, что абсолютно все действующие лица пресс-конференции и спектакля уходили от ответов о своей точке зрения, транслируя поставленные режиссером задачи.

Народный артист России Сергей Маковецкий отметил, что возникновение образа старшего Онегина, осознавшего, что он потерял, было подсказано самим текстом романа. Онегин хранит письмо Татьяны, значит, оно было единственным, оно дорого до сих пор – значит, есть сожаления:

– Мне кажется здесь не трактовка классики, а удивительное талантливое нахождение образа. Потому что это поэзия, достаточно одной мизансцены – и не нужно пять страниц текста. Тем более, что в произведении очень мало драматургических сцен. 4 или 5, все остальное — это шутки Пушкина по поводу языка, по поводу рус литературы, своего собрата литератора. Он  сегодня написал одну главу, через год вторую, весь Петербург ждал… и он все время пишет, ну, вернемся к нашим героям, нехотя вернемся. Этому всему надо было придумать адекватный талантливый язык, а не просто выйти с текстами и красиво произнести. Есть такой театр – есть. Интересен он? Кому-то да, наверное, любителям поэзии…

Народная артистка России Людмила Максакова рассказала о своем партнере по спектаклю — Павле Тэхэда Кардэнасе, выпускнике Саратовского театрального института (Павел затем закончил Щукинский институт, где преподает Людмила Максакова):

– Когда мы сюда приехали, он сказал: «Это мой город, у меня здесь живет бабушка. Вспоминается история, которую очень любил Петр Наумович Фоменко. Одного актера режиссер все время донимал, ну скажи мне, какая у тебя здесь задача. И он сказал: «Вы знаете, у меня здесь одна задача – нравиться публике». И вот если мы вчера понравились хотя бы одному человеку, а такой человек был, это бабушка Павла Тэхэда, потому что она увидела, что ее внук играет в замечательном спектакле, поставленном одним из лучших режиссеров мира Римасом Туминасом…

Евгения Крегжде, исполнительница роли Татьяны в спектакле, удивила журналистов тем, что не знала письма Татьяны до работы над ролью:

– Я не учила письмо Татьяны в школе, я училась в Латвии, у нас была немножко другая программа, поэтому для меня это было прекрасным открытием, у меня не было каких-то стереотипов, которым надо было кланяться… и то, на что откликалась моя душа, то и воспроизводилось. Это несложно, тем более в такой компании. Вот Людмила Васильевна (Максакова – ред.) вчера подошла и сказала один нюанс по поводу последнего монолога, сегодня буду его пробовать!

Виктор Добронравов рассказал о том, как роль молодого Онегина развивалась в течение первых лет, когда спектакль уже шел на сцене:

– У меня сцены бессловесные, я играю то, что говорит Сергей Васильевич (Маковецкий – ред.), но все равно хотелось играть Героя, и я в общем играл такого героя-любовника, а потом Римас мне сказал: он не меняется. Он пришел (к Татьяне – ред.), и он требует, как ребенок игрушку требует: мое, быстро, дай. Он даже сказал, что если бы  она сказала «да», давай завтра мы убежим, то он бы не пришел, испугался. Поэтому сейчас есть такой момент – старший Онегин, прожив жизнь, может оценить и понять, насколько он все пропустил, а в той ипостаси он все тот же надуманный пустой демон.

Народная артистка России Ирина Купченко вообще провела ликбез для журналиста, предложившего сравнить ценность томика Пушкина и этого спектакля, а также посетовавшего, что мало лирических отступлений вошло в постановку:

– Нельзя однажды все вложить во что-то одно. Не может быть спектакль равносилен большому литературному произведению, это нереально. Можно было бы сделать спектакль, который отвечал бы вашим ожиданиям, но это был бы другой спектакль, и он наверняка когда-нибудь будет. Режиссер так увидел. Что-то его задело, взволновало. Зритель может быть разочарован, неудовлетворен. Я считаю, что зритель всегда прав, но сказать, как это можно вставить… Это нельзя вставить в этот спектакль. У этого спектакль есть свой стиль, свой язык, зрительный ряд, который подменяет текст… Сравнивать спектакль с томиком Пушкина невозможно!… Также, как нельзя от Пушкин просить, чтобы он писал как Лермонтов.

Тем временем гастроли Театра Вахтангова продолжаются. Сегодня зрители увидят спектакль «Анна Каренина». Как рассказала представитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева, за четыре года программа «Большие гастроли» не только увеличила количество участников (в первый год в ней участвовало 4 театра, сейчас уже 230 российских и 9 театров ближнего зарубежья), но и расширила спектр программ, в которые теперь входят и гастроли русских театров за рубежом, и программа «Большие гастроли для маленьких», и региональная программа. Наталья Афанасьева выразила надежду, что Саратовский театр драмы не только будет принимать гастроли в рамках этого проекта, но и примет в нем участие.