18 ноября на Третьем фестивале имени Янковского был представлен спектакль московского театра «Мастерская Петра Фоменко» «Война и мир. Начало романа», в котором участвует Галина Тюнина (выпускница Саратовского театрального училища) и Рустем Юскаев.

Этот театр был создан Петром Наумовичем Фоменко на основе своего курса, сейчас  костяк труппы театра составляют четыре его выпуска. 33 спектакля в репертуаре театра на сегодняшний день, огромное количество поставлено актерами театра, это культивировал Петр Наумович Фоменко, эта традиция продолжается и сейчас. «У нас так сложилось, что мы все вместе учились. Основа театра – это был один курс. Мы знаем друг друга уже давно, и поэтому у нас возникают человеческие, дружеские отношения… Это семейный театр. И вот та атмосфера, которая существует в театре, каким-то образом считывается со сцены. И, наверное, зритель очень часто даже не может сформулировать, что притягивает, что нравится. Люди приходят как в семью», – поделился своими мыслями об уникальности своего коллектива Рустем Юскаев.

Самый юный актер театра Егор Тихон (в его исполнении мы увидели Петю Ростова) рассказал саратовским журналистам о том, как он попал в театр (оказывает, никто из труппы не знал эту «стоматологическую» историю): «Петр Наумович очень любил посещать деревню Абакумово, там кроме него почти никто не жил. Так получилось, что у него очень сильно болели зубы. И меня отправили к нему их заговаривать. Я говорил с ним где-то часа два. После того как он вышел, он сказал: «Я чувствую, как я двигаюсь по диагонали от восторга до чувства собственной неполноценности». А через два дня родителям позвонили и попросили, чтобы я участвовал в спектакле…»

О спектакле «Война и мир. Начало романа» говорили Галина Тюнина и Рустем Юскаев. Изначально идея спектакля у Петра Наумовича Фоменко была именной такой: Петербург (семья Курагиных), Москва (семья Ростовых), Лысые горы (семья Болконских) – семейная история в ожидании войны. Потом была идея сделать эпилог, где семья Николая Ростова и Марьи Болконской с детьми и Наташа Ростова – жена Пьера Безухова. То есть весь роман прожить двумя частями – начало и финал романа, и еще была мысль сделать истории батареи Тушина, которая его очень трогала, он считал ее одной из самых эмоциональных, важных частей романа. Практически все диалоги пролога перенесены на сцену, и сконструировано таким образом, что все линии романа понятны в прологе. Поэтому необходимость делать такой триптих пролог – война – эпилог по большому счету отпала, спектакль получился законченным произведением. Эпилог должен был называться «Семейное счастье», но Петр Наумович сделал спектакль «Семейное счастье», и в этом смысле он отпустил «Войну и мир».

На сцене – минимум декораций, шторы в виде карты скрывают две комнаты на антресолях, рамы без зеркал многофункциональны, их используют как двери. Но в этом минимализме работает каждая деталь. Спектакль представляет жизнь аристократического общества Москвы и Петербурга с точки зрения психологии отношений. Тяжело взбирается по ступенькам к отцу Марья Болконская, никак не проникнуть к умирающему графу Безухову, чтобы он изменил завещание, герои торопливо встречаются и неловко целуются в раме-прихожей – препятствия физические лишь метафора нравственных страданий, моральных запретов и душевных невзгод. Это только пролог великого романа, героям  которого предстоит большой путь, но в конце спектакля не чувствуешь недосказанности.

Герои стремительны в мыслях и поступках, образы рисуются широкими щедрыми мазками. Взобравшись на стулья, Пьер (Андрей Казаков) рассуждает о свободе, а потом неуклюже танцует с Наташей, не попадая в такт. Лихо перемахивает хромой ногой через спинку стула Анна Павловна Шерер (Галина Тюнина) и ловко «руководит» своими гостями. На высоких полупальцах семенит героиня Ксении Кутеповой, «маленькая княгиня» Болконская. Вот она в салоне Анны Павловны – респектабельная и светская, вот она с князем Андреем – потерянная и несчастная. Плетет интриги князь Курагин (Рустем Юскаев), а потом обреченно задается вопросом, зачем столько грешить и обманывать.

Три картины – Петербург, Москва, Лысые горы, несколько ролей у артистов, блестящее воплощение и перевоплощение. Галина Тюнина – Анна Павловна Шерер, Мария Болконская и графиня Ростова, Ксения Кутепова – Лиза Болконская, Жюли Карагина и Соня, Рустем Юскаев  – граф Ростов и князь Василий Курагин, Кирилл Пирогов – Николай Ростов и Долохов etc, только Илья Любимов (Андрей Болконский) и Андрей Казаков (Пьер) воплощают центральные мужские образы.

Спектакль-дагерротип: смотришь на этих счастливых и несчастливых, благородных и лживых, влюбленных и одиноких обыкновенных людей далекого XIX века и чувствуешь вкус той жизни, вкус хорошей литературы и прекрасного русского языка, который филигранно, бережно перенес на сцену Петр Фоменко. Спектакль-лекарство от скуки для школьников, изнывающих от  непонимания, как можно осилить «Войну и мир».

Семейство Ростовых разыгрывает милую пастораль, распевая «Восторг любви – увы, лишь миг один, любви страданья – удел целой жизни». Эта песенка станет лейтмотивом спектакля, герои напевают ее, словно напоминая нам о непостоянстве страстей человеческих, сколько еще страданий уготовано им!