Игорь ЯцкоНа Третьем фестивале имени Олега Янковского два дня блистала Школа драматического искусства. Игорь Яцко (актер саратовского ТЮЗа, ныне возглавляет ШДИ) привез два спектакля – моноспектакль «Аглая» по Климу в постановке Владимира Берзина и «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда (режиссер Игорь Яцко). В комедии Уайльда заняты два саратовца – Сергей Ганин (актер театра АТХ, выпускникСГК) и Роман Долгушин (выпускник филфака СГУ, впоследствии закончивший ГИТИС).

На Третьем фестивале имени Олега Янковского два дня блистала Школа драматического искусства. Игорь Яцко (актер саратовского ТЮЗа, ныне возглавляет ШДИ) привез два спектакля – моноспектакль «Аглая» по Климу в постановке Владимира Берзина и «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда (режиссер Игорь Яцко). В комедии Уайльда заняты два саратовца – Сергей Ганин (актер театра АТХ, выпускникСГК) и Роман Долгушин (выпускник филфака СГУ, впоследствии закончивший ГИТИС).

На пресс-конференции Марина Зайкова (уже знакомая нам по Первому фестивалю – моноспектакль «Человеческий голос») поделилась своими саратовские впечатлениями: «Город с театральными традициями. С вашим зрителем сразу чувствуется дыхание и взаимодействие».Сергей Ганин

А Сергей Ганин поделился своими воспоминаниями об Олеге Янковском: «У меня есть личный опыт общения с Олегом Ивановичем. Иногда, когда он выступал в зеленом театре в «Волжских далях», отец его отвозил в Саратов. И когда мне было 9 лет, я время от времени катался с ним. Он тогда был белокурый, невероятно красивый, казался небожителем. Он расспрашивал у отца, как ловить рыбу – он никогда не ловил рыбу. А мы никак не могли понять, как это он выходит и играет Мышкина. И я спрашивал у него: вот я тоже хотел бы стать актером, мне так хочется, я могу? Он посмотрел на меня внимательно: «Да!» Почему он так ответил – загадка, я никогда не читал ему басен, стихов. Он просто посмотрел на меня. Это запало на всю жизнь, просто невероятно. И потом неожиданно я пришел в театр из железнодорожного техникума, из самодеятельности, Иван Иванович Верховых меня там поймал, потом мы пошли учиться. Но тень благословения Олега Ивановича надо мной до сих пор витает».Роман Долгушин

Для Игоря Яцко постановка «Как важно быть серьезным» стала первым опытом комедии, именно режиссерским (актерский уже был – «Как важно быть серьезным» был дипломным спектаклем, который затем перенесли на сцену ТЮЗа). «Я выбрал эту пьесу в первую очередь потому, чтобы дать актерам замечательную возможность играть. Уайльд требует большого изыска в профессии актера. «Беседа должна касаться всего и не останавливаться ни на чем», так говорил Оскар Уайльд,  – беглость стиля дает актеру возможность быть свободным в таком блестящем тексте Уайльда».

Пока зрители томились в ожидании, когда же откроются двери зрительного зала, в фойе театра вышел импозантный Игорь Яцко с книжкой в руке и громко объявил, что в виду того, что по всем законам жанра Саратов вошел в роль Лондона – и настоящие лондонские туманы не позволили актрисе Людмиле Дребневой добраться до Саратова, то роль тетушки Августы исполнит он, Игорь Яцко, режиссер этого спектакля. Новость была встречена смехом и аплодисментами – и зрители стали рассаживаться по местам, а в это время на сцене уже шло театральное действо – слуги накрывали на стол, началась пирушка, после которой участники поникли головами прямо на стол… Но вот все места заняты, полный аншлаг, на фестивальной сцене – искрометный юмор Оскара Уайльда.Игорь Яцко

Казалось бы, что можно добавить к блестящему тексту, где практически каждая фраза достойна того, чтобы стать афоризмом. Но режиссеру и актерам ШДИ удалось удвоить, если не утроить комический эффект – порой неожиданным решением мизансцен, гипертрофированностью образов, а иногда пародоксальностью интонирования. Экстренный ввод Игоря Яцко в спектакль не только не помешал наслаждаться замечательной постановкой, он бесспорно добавил комизма, его пафосная тетушка Августа (временами сильно напоминавшая тетушку Чарли) стала украшением спектакля.

Спектакль получился эстетским во всем: великолепное музыкальное сопровождение (за прекрасным белым роялем – Федор Амиров, уникальный музыкант, свободно ипровизирующий, музыка в его исполнении то поддерживает действие, то забегает вперед, предсказывая, что же ждет дальше), стильные костюмы, лаконичные декорации. Как рассказал Игорь Яцко, художник спектакля придумал зеленый газон и сказал, что хорошо бы, чтобы был черный дог. Вуаля, огромный лоснящийся черный дог разгуливает по сцене перед вторым действием, и даже может подать вам лапу в знак особого расположения.

На этом чудеса не кончаются – во время антракта в фойе для зрителей разыгрывается музыкальный салон леди Гвендолин (струнный квартет и четверо вокалистов услаждают слух, а за столиками можно вкусить английского чаю), а за всем этим представлением наблюдает сам сэр Оскар Уайльд.

«Мы не джентльмены и леди, но мы играем в эту историю», – говорит режиссер, а нам остается лишь констатировать, что вечер в английском стиле удался!