В музее Саратовского театра драмы открылась выставка, посвященная столетнему юбилею народного артиста России Якова Янина.

«Я никогда не был модным актером, вокруг меня не создавалось сенсаций. Я всегда был как бы фундаментом театра, его живой плотью. Я был его костяк, хребет», — слова, написанные о себе актером, начинают эту выставку, на которой представлены сцены из спектаклей саратовского театра драмы с 1959 по 1988 год. А партнерами по сцене Якова Янина на этих фотографиях были Ливия Шутова, Валентина Ермакова, Людмила Гришина, Людмила Зорина, Александр Михайлов, Олег Янковский (легендарный спектакль «Идиот»), Владимир Аукштыкальнис, Евгений Виноградов («Зойкина квартира») —

Фотографии из семейного архива актера, на которых запечатлен вильнюсский период жизни и творчества, предоставлены дочерью артиста.

Очередная программа цикла «Легенды Саратовской драмы», который в прошлом году начала проводить завлит театра Ольга Харитонова, была посвящена юбиляру. Ольга Игоревна напомнила нам отрывок из спектакля Александра Дзекуна «Жили-были мать да дочь» по роману Федора Абрамова «Пелагея и Алька», который был показан на программе, посвященной Валентине Ермаковой:

– В спектакле «Жили-были мать да дочь» он играл того человека, который всю жизнь мучил Пелагею Амосову. И вот эта сцена, которую мы с вами смотрели, когда говорили о Валентине Ермаковой, эта поразительная сцена, которую можно рассматривать с максимальной близости, и в ней не можешь обнаружить неправды. В ней существует та особенная правда, которой жили люди того времени, и особенность Якова Ивановича заключалась в том, что он никогда не боялся обнаруживать эту отрицательную, страшную природу человека, оборотную сторону личности. Яков Иванович этой удивительной силой своего таланта умел показать не только могучую, сильную сторону русского характера, но он умел и замечательно показывал все его темные стороны. И в этом спектакле именно эта отрицательная сторона обаяния работала очень мощно: он из страшного могущественного человека превращался в жалкого просителя. Она производила очень сильное впечатление, и осталась в памяти по сей день, как будто это было вчера.

Одной из самых ярких ролей артиста считается роль Поливанова в постановке Александра Дзекуна по роману Даниила Гранина «Картина. Это была небольшая роль, от которой не осталось ничего: в театре нет ни одной фотографии или съемки. Всего две крупные сцены, одна из которых – разговор с главным героем, Лосевым (Григорий Аредаков), в котором тот обвиняет Поливанова в лицемерии.

– Этот мощный рев Якова Ивановича, когда он говорит, что ты о моих поступках не страдай, ты свои заимей. Эта субъективная правда человека, прошедшего через мясорубку советской жизни игралась и жилась актером с такой мощью, что ты прекрасно понимал, что сыграть это нельзя, это можно сыграть только в том случае, если это является частью твоих размышлений и частью опыта твоей жизни. Для таких персонажей такая мощная фигура, как Яков Иванович Янин и была создана. На самом деле это проблема актеров такой силы, что не всегда возможно обеспечить их такого рода ролями, это люди, которые не всегда могут реализовать то, что в них существует, потому что не каждый день мы ставим Шекспира, — поделилась своими воспоминаниями об этой роли Ольга Харитонова.

Воспоминания о других легендарных актерах Саратовского театра драмы можно почитать в следующих материалах:

Театр драмы и музей краеведения отметили 90-летие Ливии Шутовой

В театре драмы вспомнили ушедшего актера

«Он был идеальный человек». Вечер памяти Александра Галко