В театре драмы долгожданная премьера – спектакль по пьесе французского драматурга Жана-Люка Лагарса «Правила поведения в современном обществе» представили на суд зрителей режиссер-постановщик Станислас Рокет и консультант по художественной и литературной части Алексис Лепрэнс.

Лагарс, ушедший из жизни в 38 лет, получил признание, стал культовым уже после смерти. Сейчас его изучают, преподают и ставят по всему миру. Так, фильм, снятый Ксавье Доланом по пьесе Лагарса «Это всего лишь конец света», получил Гран-при Каннского фестиваля 2016 года. В нем практически полностью отсутствует действие, развитие конфликта, а главную роль (несмотря на сногшибательный актерский состав) играет мощный текст, который бьет наотмашь по нервам. Все эти приемы, характерные для эстетики театра слова, ярчайшим (некоторые говорят – великим) представителем которого был Жан-Люк Лагарс, мы увидим и в постановке «Правила поведения в современном обществе».

Итак, свод незыблемых правил – кто и когда должен зарегистрировать новорожденного в мэрии, что и кому должен подарить крестный отец, как должны протекать сватовство, свадьба и похороны – рассказывается и разыгрывается перед зрителем с сумасшедшей скоростью. Мы едва поспеваем за нагромождением маленьких и больших условностей, а нас настойчиво убеждают: «Это совсем несложно!»

Режиссер, который после первого знакомства с театром и актерами удивлялся экспрессивности их игры, на всю катушку включил экспрессию в своем спектакле. Здесь всего чересчур – фарса, действия, поучений. И именно эта избыточная эмоциональность является двигателем спектакля ввиду очевидного отсутствия настоящего действия.

Станислас Рокет использует все сильные стороны лагарсовского текста и талант актеров театра, и вот путаный синтаксис, нагромождение синонимов и уточнений, многочисленные повторы начинают работать, «выжимая» по максимуму реакцию зала. Нас раскачивают на эмоциональных качелях от гомерического хохота (до чего же нелепы все эти житейские обряды) до осознания трагичной скоротечности земного бытия… и снова прервут эти скорбные размышления, с веселыми криками и смехом прокатив по сцене воображаемого покойника.

В спектакле задействован поистине звездный состав: заслуженные артисты РФ Виктор Мамонов и Игорь Баголей, Татьяна Родионова, Любовь Воробьева, Дмитрий Кривоносов и студентка театрального института СГК Анастасия Белова. Французские режиссеры в этой постановке задействовали все грани таланта актеров: они виртуозно переходят от фарса к лирике и драме и обратно, они самозабвенно дурачатся и вдруг обрушивают на зал такую скорбь, что мы замираем и, затаив дыхание, слушаем. Браво!