Константин ХабенскийВ Саратове прошли гастроли Московского художественного театра им. А.П. Чехова. Три спектакля, разных по жанру, режиссерскому взгляду и актерской подаче дополнили богатую на премьеры  апрельскую театральную палитру.

«Женитьба» Н.В. Гоголя – нестареющая классика в постановке Игоря Золотовицкого с Ириной Пеговой, Евгенией Добровольской, Станиславом Дужниковым и Юрием Стояновым. Казалось бы, что может быть смешнее этой гоголевской пьесы. Но режиссер тщательно и последовательно выстраивает второй комедийный ряд, который многократно усиливает комический эффект. Вот Подколесин, расхаживающий в нелепом белом комбинезончике (это вместо положенного халата), решает приодеться в невероятного покроя штаны, которым мог бы позавидовать Карлсон, и рассуждает при этом о солидности фрака. Вот он решительно (!) взгромождается на непонятную конструкцию и начинает сосредоточенно раскачиваться на ней (гомерический хохот в зале). Этот тренажер-качалка идеально дополняет образ великовозрастного детины, воплощаемый на сцене  Станиславом Дужниковым.  Он очаровательно робок и бестолков, ну как такого не женить! Ирина Пегова составляет достойную пару Подколесину: она добросовестно пытается выбрать себе спутника жизни, наивно прислушиваясь к советам окружающих. Евгения Добровольская в роли свахи творит поистине чудеса: не используя традиционных в этом образе штрихов, она каждую сцену превращает в комический шедевр. А Юрий Стоянов довершает это созвездие характеров. Его Кочкарев на все руки мастер: и «К Чаадаеву» прочтет, и обведет незадачливых соперников своего друга вокруг пальца.

«Контрабас» Патрика Зюскинда в постановке Глеба Черепанова с Константином Хабенским. Монологичность здесь условная, ведь контрабасиста окружает столько собеседников: в комнате, сверху донизу обитой полосатыми матрасами есть и граммофон, и стремянка, и мусоропровод, и поистине волшебный шкаф, в котором исчезает и преображается герой, откуда вырывается ветер и появляются то камзол с париком, то шлем. Он глубоко погружен в себя, рассуждает, вспоминает, горюет, выныривая из этой рефлексии, чтобы совершить очередной нелепый жест – извлечь из стремянки пронзительные звуки, выйти из шкафа с павлиньим хвостом, и тут же выбросить его в мусоропровод, использовать футляр контрабаса как авоську для продуктов, надевать парик или шлем викинга… Этим странным жестам нет конца, один плавно перетекает в другой, и монолог все набирает обороты, поглощает зрительный зал… В какой-то момент кажется, что сейчас начнется настоящая клоунада, но нет, он берет себя в руки в буквальном смысле, поглаживая себя успокаивающими движениями. И вот контрабасист собирается на концерт, неловкое движение – дверь холодильника, безмолвного свидетеля всего происходящего, распахивается… Впрочем, именно в этот момент заканчивается все, что было связано с Патриком Зюскиндом и его «Контрабасом», и мы понимаем, что перед нами все это время был не традиционный маленький человек, а новый Патрик Бэйтман, американский психопат, впрочем, об этом нам даже не дадут задуматься, потому что мы увидим что-то совсем невероятное, а именно дуэт меццо-сопрано и контрабаса, браво!

«19.14» (автор и режиссер Александр Молочников) с конферансье Артемом Волобуевым – рассказ о Первой мировой войне в стиле кабаре, где смеяться и издеваться можно над чем угодно, можно петь, можно приказывать убивать. Это рассказ на примере стреднестатистических немцев и французов о том, как в каждом из нас живет желание маленькой победоносной войны, и как война превращается в страшное бесконечное чудовище, поглощающее все на своем пути, как войной могут заболеть даже ученые философы и каким страшным бывает возвращение с войны. Необычный ракурс: война как череда нелепых случайностей, перемоловших судьбу Европы на долгие десятилетия, война как перманентное состояние умов, готовое вернуться в любой момент, только  еще в более ужасном обличии. Артем Волобуев виртуозно играет эмоциями зала, вызывая смех, раздражение, удивление, отвращение – спектр бесконечно разнообразен. В спектакле много фактической информации, которая вплетена в драматургическую ткань наравне с ироничными зонгами на стихи Дмитрия Быкова. Финал в исполнении Артема Быстрова и Артема Волобуева – апофеоз этого действа, конец войны… но вместо ликования – мрачный взгляд в будущее, в котором ужасы Первой будут многократно превзойдены Второй.

Что ж, гастроли МХТ в Саратове в рамках федеральной программы «Большие гастроли 2016» подошли к концу, но хочется вспомнить слова Игоря Золотовицкого: «Мы этот спектакль («Женитьба» – С.Д.), а позавчера другой спектакль играли в онлайне, в прямой трансляции на 50 городов России. Люди покупали в кинотеатрах билеты и на прямой трансляции смотрели спектакль… Это потрясающе, что театр победил все-таки кино. Все, как только «Паровоз» появился братьев Люмьер, обещали, что театр скоро умрет… Ну вот, где «Паровоз», а где мы?»