Вадим Панов15 декабря 2012 года в книжном магазине «Моя книга» состоялась встреча писателя Вадима Панова с читателями. Повод для для встречи – выход новой, третьей книги из серии «Герметикон» «Кардонийская рулетка». Многие поклонники таланта автора принесли с собой зачитанные экземпляры книг, чтобы получить автограф автора для себя и близких.  

Вадим Панов о научной фантастике

– Расцвет научной фантастики пришелся на 50-60 годы, когда творили те писатели, которые мы сейчас называем классиками. Эти книги пронизаны энтузиазмом авторов, которые верили в то, что если сегодня мы летим на Луну, то скоро будем уже на Марсе, а к 2000 году будем уже на Альфа центавре. Люди верили в космос. Прошло 50 лет… мне трудно поверить в то, что еще через 50 лет мы полетим хотя бы даже на Марс. Наша цивилизация больше заинтересована в получении прибыли, чем в том, чтобы полететь на Марс.

О сказках

– Вы любите сказки?

– Конечно, а кто не любит. Любил продумывать продолжение сказок. Очень любил Волкова. Наверное, Волков и превратил меня в автора циклов. Потому что когда закончилась шестая книга о волшебной стране, я очень расстроился.

– Сказки для детей писать не собираетесь? Дети не требуют?

– Дети требуют, да! Я им рассказываю сказки, но написать что-то – пока не думал. Для детей писать труднее. Есть вещи, которые нам, взрослым, интуитивно понятны, а тут нужно разжевывать. Как понять, что именно нужно объяснять, какие вещи – не знаю.

О стимпанке

– Какие авторы стимпанка вдохновляют?

– Вдохновляет, в первую очередь, эпоха. В стимпанке  описывается викторианская эпоха, Мне показалось, что это в большей степени декорации. Поскольку викторианские декорации меня совершенно не интересовали, я поставил задачу, что в моих книгах будет дух этой эпохи –  эпохи героев, когда люди открывают что-то новое, идут на риск и могут погибнуть в любой момент только потому, что у них сломался самолет в 100 км от аэродрома и никто не знает, где они. Люди шли открывать белые пятна на карте, зная, что они могут не вернуться.

– Стимпанк – это очень красивый мир. И когда я написал «Адмирала», пришел в издательство и сказал: «Надо делать иллюстрации». Там со мной грустно согласились. И мы задержали выход книги на год.Это стало серьезным испытанием для «Эксмо».

– Лучшая книга в стимпанке, написанная за все время?

– «Дети капитана Гранта», «20000 лье под водой». Жюль Верн – отец стимпанка. Стимпанк возрождает традиции романа XIX века. Нельзя писать стимпанк современным языком.

О кино

– Ваш любимый фильм? На все времена…

– «Обещание». Режиссер Шон Пенн, в главной роли Джек Николсон. Очень тяжелый фильм. Читали рассказ Гайдара «Честное слово»? Это современная версия. Не рекомендую смотреть (улыбается). Если серьезно, это один из тех фильмов, которых очень мало. Кому-то он понравится, кому-то нет. Но все, кто его видел, никогда его не забудут.

– Были ли предложения по поводу экранизаций?

– Одно из самых серьезных предложений, которое было – мы долго встречались, обсуждали, ничего не получилось… Потом эти же люди сняли «Обитаемый остров»…

Об электронных книгах и литературе

– Кого прочли за последний год? И кого больше всего цените из современных зарубежных фантастов и кого бы посоветоавали прочитать.

– Прочел Питера Уоттса «Ложная слепота» и Нила Стивенсона. И  вот как раз Нила Стивенсона я бы всем посоветовал.

– А из российских?

– Олди.

– Как относитесь к электронным книгам.

– С распространением электронных копий скорость чтения вырастает (в ущерб вниманию, как мне кажется). Люди читают по две книги в неделю. А после прочтения книги мне задают вопросы, по которым я четко могу сказать: вы читали электронную копию. Потому что люди, которые читали бумажный вариант, таких вопросов не задают. Рассеивается внимание, это нормально. Когда мозг понимает, что перед ним книга, он машинально сосредотачивается. Мы к этому привыкли, потому что нас со школы приучили к тому, что книга – это большой текст и нужно напрячься, чтобы его внимательно изучить. А когда читаем на компьютере – там будут игрушки, письма, работа (а работа никогда особо не заставляет сосредотачиваться). Мы еще не научились относиться к электронной копии так же, как к бумажной. Я уж молчу про людей, которые читают с телефонов. Мне как-то прислали письмо на три экрана,  я чуть не умер, когда читал.

– Литература – один из самых субъективных жанров. Кому-то нравится, как пишет Паланик, а любитель классики пришел бы от него в ужас. С другой стороны, написать «Бойцовский клуб» языком Достоевского невозможно…

– Как вам удалось написать бестселлер?

– Никто не ответит на этот вопрос. Очень много успешных писателей (Стивен Кинг, например) писали книги о том, как написать бестселлер. Делились «мудротой». Ответ простой: ты можешь написать бестселлер, а можешь не написать. Как написать хорошую книгу – надо верить в нее, тебе должны быть интересны история, сюжет, герои, все до последней мелочи. а насколько она будет интересна читателям – не знаю, но тебе за нее не будет стыдно.

– Вы верите в то, что вы пишете (как писатели середины 20 века)?

– Обязательно, и это не кокетство. Любой хороший автор (фантатиска это, или детектив, или другой жанр, неважно) верит в то, что он пишет. И эти книги отличаются, вы это понимаете, когда читаете, передается энергетика.

– Для вас написание книг — это работа?

– Больше удовольствие. Не могу относиться как к работе. Написание книг очень увлекает. Нужно продумать сам мир. Если это уже в готовом мире – нужно проверить, впишется ли история в этот мир…

– Что интереснее – продолжать развивать старый мир, или придумывать новый?

– История! Основа – история, персонажи. Какой будет мир – это приходит потом.