Впервые в Саратове в ТЮЗе им. Ю.П. Киселева при поддержке Французского института и Альянс Франсез-Саратов пройдут гастроли известного французского актёра Станисласа Рокета. Он покажет на Малой сцене театра два моноспектакля «Арто-Барро» и «Что есть время?»

Откроет гастроли во вторник 29 сентября в 18-00 спектакль «Арто-Барро».Он построен на письмах известного французского театрального деятеля Антонена Арто, автора концепции «театра жестокости» и текстах Жана-Луи Барро, выдающегося французского актёра и режиссёра, называвшего себя учеником Арто.

Следом, 30 сентября в 18-00 будет показан спектакль «Что есть время?», основанный на книге IX знаменитой «Исповеди» Блаженного Августина. «Исповедь» считается первым образцом автобиографии в Европе, она содержит не только историю жизни Блаженного Августина, но и историю его духовного пути и становления философских и религиозных взглядов.

Режиссер-постановщик обоих спектаклей профессор, философ, театральный режиссёр Дени Генун исследует в своем творчестве тему «драматургии мысли», в которой актёр на сцене воплощает не только образ и характер своего персонажа, но и облекает в физическую, видимую форму происходящие в сознании этого героя размышления, сомнения, догадки и откровения.

Спектакли идут на французском языке с субтитрами. Возрастная категория – для зрителей старше 16 лет.

Помимо показов спектаклей, запланированы творческие встречи артистов Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева со Станисласом Рокетом и мастер-классы.

 

1) «Что есть время?»
Книга XI Исповеди Августина Блаженного

Артист: Станислас Рокет

Режиссер: Дени Генун

Продолжительность: 60 минут

Спектакль Что есть время? выпущен Национальным народным театром в Виллербане, и «Артепо Продюксьон»; совместно с Театром «Дэ Дё Ривэ — Драматический региональный центр Верхней Нормандии». Премьера его состоялась 26 июня 2010 года, в рамках проекта «Встречи в замке Бранг», руководитель проекта Криситан Шиаретти при поддержке Французского института.

Режиссёр о спектакле:

«Исповедь» Блаженного Августина — один из самых важных и прославленных текстов в истории западной культуры. Августин создает жанр автобиографии, в своем блестяще написанном тексте он делится тяжелыми воспоминаниями о детстве, о своей матери и своем пути к вере. Но спектакль «Что есть время» обращается к немного другой теме. В знаменитом философском эссе в девятой главе книги, Августин задает одновременно очень простой и пугающий вопрос «Что есть время?». Он добавляет к вопросу фразу, которая сегодня стала уже практически формулой: «Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идет речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!». Эти мудрые слова представляют собой прекрасный материал для театрального эксперимента. Наша цель была в том, чтобы актер не просто представил свою интерпретацию фигуры знаменитого философа, но и воплотил его мысли в физической форме. Спектакль построен на «драме мысли»: актер стремиться, чтобы ход его рассуждений был понятен и воплощен визуально. Для этой цели мы используем те отрывки из текста Блаженного Августина, которые адресованы внимательному и требовательному слушателю, погруженному в себя и одновременно выходящему за пределы своего я. Инкарнация, которую воплощает страстный и молодой юноша, подана через непрерывную череду вопросов, одновременно жёстких и вызывающих улыбку. Постановка продолжает традиции спекулятивной комедии или теоретического моноспектакля, истоки которых можно парадоксальным образом найти у Мольера или Раймона Дево.

2) «Арто-Барро»

Артист: Станислас Рокет

Режиссер: Дени Генун

Продолжительность: 1 час 30 минут

Спектакль «Артепо Продюксьон» при поддержке INA, Фонда Пьера Берже, Почтового Фонда.

Премьера состоялась 11 октября 2010 года в Театре Мариньи в Париже, она была приурочена к столетию Жана-Луи Барро.

Режиссёр о спектакле:

Жан-Луи Барро и Антонет Арто оба оставили множество свидетельств своей крепкой дружбы. В спектакль включены 10 писем, написанных Арто к Барро (между 1935 и 1945 годами), а также различные тексты, написанные Жаном-Луи Барро. Письма Арто отражают процесс его постепенного погружения в смеющие друг друга припадки болезненного исступления и примирения с миром. Но мы рассматриваем эти эпизоды не как симптомы болезни, а как рассуждения. Сознание Арто честно в своем безумии: в своих мыслях он выражает протест той несправедливости, которая с ним происходит и предлагает свой анализ человеческого существования. Этот спектакль часть большого проекта, над которым я работаю несколько лет, в него входят такие тексты как «Пир» Платона (Высшая национальная консерватория драматического искусства, 2008), «Увеличение» Жоржа Перека (поставлено в Китае в 2010 году на китайском языке) и XI Книга «Исповеди» Блаженного Августина (с 2010 года). Во всех этих работах я исследую проблему «драматургии мысли», воплощенную в физическом теле актёра на сцене.

Станислас Рокет родился в 1984 году, он получил степень политологии, затем учился в Школе сценического искусства на Соне в Лионе и в Консерватории 5го Округа Парижа. Она также занимался современным танцем, клоунадой, импровизацией и вокалом. Он участвовал в создании спектаклей «Настоящий конец мира» в качестве ассистента режиссера Франсуа Берре (Театр де ля Вилль) и сотрудничал с Денисом Генуном при постановке спектаклей «Пир» Платона в Парижской консерватории, «Увеличение» Жоржа Перека в Большом шанхайском театре (как постановщик хореографии). Среди его наиболее значительных актёрских работ: Эдип в «Царе Эдипе» Софокла (реж. Микель Олиу Бартон), Кандид в «Кандиде» Вольтера (реж. Бернар Гранжан), главная роль в «Сыне» по Жону Фоссу (реж. Жак Ласаль, Театр Ла-Маделен) и др. С 2009 года ведет мастер-классы по актёрскому мастерству и сценическому движению. В 2012 году номинировался на премию Жан-Жака Лерана (театральное открытие года).

Денис Генун родился в 1946 году в Алжире. Он доктор философских наук, профессор французской литературы в Университете Парижа IV Сорбонна. Работал как актёр, музыкант и театральный режиссер, основатель и руководитель нескольких театральных коллективов (Л’Атрупеман 1976-1982, Гран Нюаж Магеллан 1983-1990). С 1986 по 1990 год он был художественным руководителем Государственного центра театрального искусства в Реймсе. Его книги, эссе и монографии переведены на несколько языков. Недавно Денис Генун вернулся к работе в театре как художественный руководитель компании «Артепо» (театр, поэзия, философия).