В Саратовском ТЮЗе в рамках обменных гастролей состоялся показ премьерного спектакля нынешнего театрального сезона Драматического театра города Вольска «Гарольд и Мод».

В спектакле главную роль исполнила народная артистка РФ, профессор Саратовской консерватории, председатель Саратовского отделения СТД Римма Белякова. А осуществил постановку ее ученик, главный режиссер театра и второй педагог ее курса Олег Загуменнов.

«Гарольд и Мод» — это пьеса о том, как молодой человек Гарольд (его играет студент 3 курса мастерской Риммы Беляковой Павел Лазарев), зацикленный на теме смерти и желании побольнее уязвить собственную мать, изобретая все новые способы самоубийства, встречает 80-летнюю графиню Мод. Эксцентричная дама научит юношу по-другому относиться к жизни: ценить каждое ее мгновение, получать удовольствие от самых простых вещей, не прогибаться под мир, в конце концов. Римма Белякова создает образ женщины, которая каждый постулат своей жизненной философии выстрадала. За ее кажущимся легковесным отношением к действительности – личная драма и даже трагедия (Гарольд случайно обнаружит на ее руке тату в виде номера), но Мод не акцентирует на этом внимание: жизнь продолжается несмотря ни на что.

Этот круговорот жизни, который стремительно несет каждого героя в своем направлении и в котором Гарольд поначалу совсем чужой, режиссер на сцене организует с помощью поворотного круга. Создается ощущение, что герои все время куда-то спешат, и, даже присев для беседы, тут же куда-то «уносятся». Молодой человек старается привлечь к себе внимание, но в этом мире только впервые испытанные эмоции сильны, потом чувства притупляются или исчезают совсем. После встречи с Мод юноша найдет свою дорогу и пойдет уже по ней.

Сцена встречи матери Гарольда (Арина Володина) с графиней, когда сталкиваются две диаметрально противоположные философии, — одна из самых смешных и в то же время глубоких в спектакле. Кажется, что они говорят на разных языках и существуют в разных вселенных. К несчастью мадам Чейзен, она не слышит, не понимает Мод. Именно в этом комизм и трагизм этой сцены: Мод не станет ее спасать, она спасает только тех, для кого это еще возможно.

Каждая встреча с Мод – как яркая вспышка на фоне серых будней Гарольда. На абсолютно темной сцене сменяют друг друга слайды: вот Гарольд и Мод выпускают тюленя, танцуют, а вот он дарит ей подсолнух… Их знакомство навсегда изменит жизнь Гарольда, это чувствуется с первых минут спектакля. Изменит оно и нас, зрителей. Каждый в этот вечер унес частичку мудрости невероятной Мод, которую подарила нам Римма Белякова: «зачем привыкать в вещам» или «мы каждый день умираем»…